Цифровая образовательная среда
Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость, поскольку школа несет особую миссию, которая заключается подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.
Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.
Кроме того, цифровая образовательная среда образовательной организации должна стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.
Таким образом, цифровая образовательная среда образовательной организации (ЦОС ОО) — это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов объектам процесса обучения.Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации образовательной программы,
ЦОС ОО включает в себя:
эффективное управление образовательной организацией с использованием современных цифровых инструментов, современных механизмов финансирования;
информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности, организацию своего времени с использованием ИКТ;
планирование учебного процесса, фиксирование его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам сети Интернет, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текcтографических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
планирование учебного процесса, фиксацию его динамики, промежуточных и итоговых результатов.
Исходя из этого ЦОС ОО — это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Основными структурными компонентам ЦОС ОО в соответствии с требованиями ФГОС являются:
техническое обеспечение;
программные инструменты;
обеспечение технической, методической и организационной поддержки;
отображение образовательного процесса в информационной среде;
компоненты на бумажных носителях;компоненты на CD и DVD.
ЦОС ОО должна обеспечить решение следующий задач:
информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Формирование ЦОС в каждой образовательной организации — процесс уникальный и должен учитывать множество факторов. При формировании ЦОС в образовательной организации следует принять во внимание ряд ключевых аспектов:
уровень сформированности ИКТ-компетенции педагогов ОО;
возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов;возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность воспитательной службы ОО и служб сопровождения;
обеспеченность ОО необходимым оборудованием;
условия для практического применения компьютерной техники и иных цифровых инструментов всеми участниками образовательных отношений;
возможность открытого доступа к информационным каналам локальной внутренней сети, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек;
непрерывность развития технической инфраструктуры цифровой образовательной среды.
Национальный проект "Образование"
Федеральный проект "Цифровая образовательная среда"
Документы федерального уровня:
Документы регионального и муниципального уровня:
Постановление Администрации Курской области от от 4 июля 2019 года N 607 - па
Дорожная карта проекта "Цифровая образовательная среда" ОГБУ ДПО КИРО
О внедрении ЦОС в Курской области (материал КИРО)
Нормативные акты внедрения цифровой образовательной среды
Основные компоненты цифровой образовательной среды
Оценка эффективности внедрения цифровой образовательной среды
Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Приказ Минпросвещения Росии от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020-2022 годах эксперимента по апробации федеральной информационно-сервисной цифровой образовательной среды»
Письмо Минпросвещения России от 19 марта 2019 г. № МР-315/02 «О перечне оборудования»
Распоряжение Минпросвещения России от 15.11.2019 № Р-116 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 N Р-135 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шептуховская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области участвует в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», реализуемого на территории Курской области в 2023 году. В рамках проекта школа приобрела компьютерное, оптическое, перефирийное и презентационное оборудование для внедрения цифровой образовательной среды и развития цифровых навыков обучающихся. Для установки презентационного оборудования, а именно интерактивную доску с проектором, интерактивную панель на мобильной стойке и настенный ЖК- телевизор приезжали устанавливать работники специализированной организации. Они показали и рассказали нам о возможностях современного оборудования. Данное оборудование было установлено в кабинетах истории, географии, информатики. Так же в рамках проекта школа получила 6 ноутбуков, видеокамеру, МФУ лазерный и тележку- хранилище для ноутбуков. Оборудование распределено по кабинетам. Все полученное оборудование будет доступно для всех учителей и будет применяться в учебном процессе и внеурочной деятельности.
Информационная справка по реализации внутренних планов образовательных организаций 4 квартал 2023
Отчет об информационном освещении 4 квартал 2023
Информационно - аналитический отчет по функционированию «Цифровой образовательной среды»